liqui_moli (liqui_moli) wrote,
liqui_moli
liqui_moli

Category:

Олимпиада. Школьный этап.

Сегодня получила олимпиадные задания. Завтра будут писать дети.
Интересно, для кого пишут эти задания, если два филолога не могут их решить. (мне стыдно, но это так!)

Любуйтесь.
А может быть, кто-нибудь мне подскажет чего? В скобках БОЛЬШИМИ БУКВАМИ МОЙ ТЕКСТ (вопросы и недоумения)

ВОТ ВАМ ПЯТЫЙ КЛАСС!

1 В отрывке из книги А.Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.В мал..ньком городе Павлово-Посаде был мал..нький горо..ской са... Т..перь там большой парк культуры и о..дыха но ведь это было очень давно. В этот са.. бабушка пошла гулять с мал..ньким папой. Папа играл бабушка ч..тала кни..ку а непод..леку с..дела нарядная дама (с)с..бач(?)кой. Дама тоже ч..тала книгу. А с..бач(?)ка была мал..нькая бел..нькая с большими ч..рными гл..зами. Этими б..льшими ч..рными гл..зами она см..трела на мал..нького папу. И мал..нький папа пош..л чере.. весь са.. укр..щать эту с..бач(?)ку. Папа ш..л очень медленно. Был очень жаркий день и на папе были только сандал(и, ии) и шт..нишки. Папа ш..л а с..бач(?)ка всё л..жала и м..лчала. Но когда папа (подо)ш..л совсем бли..ко она вдру.. (под)прыгнула и укусила его в ж..вот. Тогда в горо..ском саду стало очень шумно. Закр..чал папа. Закр..чала бабушка. Закр..чала с..бач(?)кина х..зяйка. И громко зала..ла с..бач(?)ка.
2 В тексте из предыдущего задания объедините последние четыре предложения так, чтобы устранить повтор. Объясните, что вам пришлось для этого сделать. Как вы думаете, почему автор не воспользовался такой возможностью? (КАК ЭТО ДОЛЖЕН ОБЪЯСНИТЬ ПЯТИКЛАССНИК? УЧИТЫВАЯ, ЧТО ЗАДАНИЕ ПИСЬМЕННОЕ)
3 В тексте из первого задания найдите все местоимения. Какие из них являются формами одного слова, а какие – разными словами? ( КАКИЕ МЕСТОИМЕНИЯ ДОЛЖЕН НАЙТИ ПЯТИКЛАССНИК, ЕСЛИ ОН ЗАНКОМ ТОЛЬКО С ЛИЧНЫМИ?)
4 Найдите слово с ударением на последнем слоге.
Феномен, камбала, статуя, ломота, жалюзи, дремота, искра. (СЛОВАРЯМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ. ПОДНИМИТЕ РУКУ, КТО ПРЯМ ВОТ СЕЙЧАС ГОТОВ РАССТАВИТЬ ПРАВИЛЬНО!)
5 Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке и речи. Объясните смысл одной из пословиц.1) Идти в науку – терпеть ...2) Как тут говорить, когда не дадут рта… (ЧЕГО ТАМ ТЕРПЕТЬ? СКУКУ ИЛИ МУКУ? КАКУЮ ШТУКУ?)
6 У. Шекспир писал: «Слова — ветер, а бранные слова — сквозняк, который вреден». Как вы понимаете смысл этого высказывания? Выразите свое отношение к использованию в речи бранных слов. (Т.Е ЭТО УЖЕ ВТОРОЕ СОЧИНЕНИЕ НАДО НАПИСАТЬ?)
7 Какие слова из приведённых произошли от одного корня?1) спешка; 2) пешка; 3) спешиться; 4) пешком; 5) пехотинеца) все;б) все, кроме 1;в) 1 и 2;г) 2, 4, 5;д) все, кроме 5. (ДОПУСТИМ, ЭТО МЫ ОСИЛИМ.)
8 Сколько существительных стоит в предложном падеже?Подойти к забору, купить свёклу, прыгнуть с разбегу, сварить кофейку, сидеть в аэропорту, держаться на клею, ползать по полу, прятаться в шкафу, отвечать директору.(И С ЭТИМ СПРАВИМСЯ)
9 Какую из этих фраз можно понять только одним способом?а) Мать любит дочь.б) Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)в) Как заинтересовали её картины моего друга!г) Я люблю читать книги по истории.д) Дядю Олега угощали чаем с вареньем. (Я НИЧЕГО НЕ ПУТАЮ - Г?)

А ЭТО ВТОРОЙ ВАРИАНТ.

1 В отрывке из книги А.Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.Когда папа был мал..ньким, он очень любил всё вкус(?)ное. Он любил к..лб..су. Он любил сыр. Он любил к..тлеты. А хлеб он (не)любил потому что ему всё время говорили Ешь с хлебом!А хлеб ве..ь невкус(?)ный. Его ес(?)ть со..сем неинт..рес(?)но. Так думал глупый мал..нький папа. И он поч(?)ти (не)ел хлеб (за)ча..м и (за)обедом. И даже (за)уж..ном. Он делал из хлеба шарики. Он ост..влял корки на ст..ле. Он прятал хлеб под скат..ртью. Он г..в..рил, что уже с(?)ел свой хлеб. Но это была неправда. Он твёрдо решил, что когда выраст..т б..льш..м, то во..се (не)буд..т ес(?)ть хлеба. И своих детей тоже никогда (не)буд..т заст..влять ес(?)ть хлеб.
2 Какое слово в тексте из предыдущего задания повторяется чаще всего? Перестройте текст так, чтобы избежать этого повтора. Объясните, что вам пришлось для этого сделать.
3 В тексте из задания 1 найдите глагол, в котором выбор гласной зависит от смысла всего предложения. Объясните, как выбирать правильный вариант написания. Составьте предложение с глаголом, который звучит так же, как в тексте про маленького папу, а пишется иначе.(БУДЕТ - БУДИТ?)
4 Найдите неправильный вариант произношения.Компьютер [т' ], берет [р' ], академия [д' ], лазер [з].(СЛОВАРЯМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ!)
5 Объясните значения фразеологизмов со словом рука. Приведите примеры их употребления в контексте.Держать себя в руках, мастер на все руки.
6 В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово – оно, что яблоко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать». Объясните смысл этого предложения. (А ВАМ СЛАБО? КСТАТИ, ВЫ В КАКОМ КЛАССЕ УЧИТЕСЬ?)
7 Найдите слово, произошедшее от того же корня, что и слово лукавый.а) луковый;б) излучение;в) излучина;г) лучина;д) получить. (ПРО ЧЕРЕДОВАНИЕ КОРНЕЙ МЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕМ. ПОЭТОМУ - ТОЛЬКО ЛУКОВЫЙ!)
8 Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь? (СДЕЛАЕМ)
9 Сколько смыслов имеет данное предложение? Аргументируйте свой ответ.За окном автомобиля поля, перелески и деревеньки сменили городские дома и шумные улицы. (ПРОСТО НЕ ЗНАЮ, ЧТО И СКАЗАТЬ!)
10 Подпишите устаревшие названия частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии: чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст. (ЧТО ТАКОЕ РАМЕНА? ИЗВИНИТЕ, Я ТУПАЯ)

А ВЫ МОГЛИ БЫ? В ПЯТОМ КЛАССЕ?

А ВОТ ВАМ ВОСЬМОЙ. ЗДЕСЬ МЫ НЕКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ ПРОСТО НЕ ОСИЛИЛИ. ХЕЛП МИ!


1. Разделите славянские языки на две группы:
a. использующие кириллический алфавит;
b. использующие латинский алфавит.
Укажите культурно-исторический фактор, объясняющий это различие.

русский, лужицкий, хорватский, сербский, украинский, белорусский, словенский, словацкий, македонский, болгарский, польский, чешский.

2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов ноль, муж, торг, ель.
3. Найдите пару слов, в которой нет рифмы:
a. алфавит – позвонит,
b. повод – газопровод,
c. документ – инструмент,
d. завидно – обидно,
e. каталог – некролог.

4. Определите, в каком значении употреблено слово грамота в следующих предложениях.
a. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С. Пушкин)
b. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А.С. Пушкин)
c. После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.
d. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А.П. Чехов)
e. Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.
(БЕЗ СЛОВАРЯ!)
5. Знакомы ли вам архаичные графические сокращения, отраженные в приведенных предложениях? Попробуйте их расшифровать. Определите функцию этих графических элементов в тексте.
a. Горкин поправляет пасочницы. Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку… Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезет «священный крест», иродово копье и лесенку – на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки – Х.В. Замирая от радости, я смотрю… (И.С. Шмелев)
b. Щука высунулась из бадьи и выставила плавник, схваченный у основания металлическим зажимом. На зажиме я прочитал: «Запущен сей экземпляр в Солове-реке 1854 года. Доставить в Е.И.В. Академию наук, СПБ». (А. Стругацкий, Б. Стругацкий)
c. Отчетливо запомнились эти узкие сиреневые конверты с буквами Е.В.Б. перед именем адресата. (В.П. Катаев)
(ВОТ ПО ПОВОДУ ФУНКЦИИ - ЧТО ТАМ ДОЛЖНО БЫТЬ? ВООБЩЕ НИ ОДНОЙ МЫСЛИ!)
6. Объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях.
a. На сей раз пришлось сделать замечание инженеру. (НЕ НАШЛА)
b. В книге дается характеристика современному очерку.
c. Большинство проголосовали до двенадцати часов дня.
d. Девочка стала безразлична ко всему окружающему. (НЕ ЗНАЮ)
7. Подчеркните слова, образованные по одной и той же словообразовательной модели. Укажите эту модель. Какое общее словообразовательное значение присуще словам данной модели?
Род графов Толстых отличался одаренностью, незаурядностью, талантливостью, сложностью, противоречивостью, необузданностью, энергичностью, масштабностью, долголетием и плодовитостью. Все достоинства и недостатки предков Л.Н. Толстого смешались в сложной и противоречивой личности писателя. В нем, как в призме, сошлись все лучи, чтобы рассеяться в потомках. (С.М. Толстой. Дети Толстого)

(ЧТО ТАКОЕ ВООБЩЕ ЭТО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ? ЗНАЮ ЛЕКСИЧЕСКОЕ, ГРАММАТИЧЕСКОЕ, ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ СЛОВА, А ВОТ ПРО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕ СЛЫШАЛА. НАВЕРНОЕ, ПЛОХО УЧИЛАСЬ.)
8. М.В. Ломоносов иногда употребляет в филологических трудах слово письмя в значении «буква». К какому грамматическому роду относится это существительное? По какому образцу оно склонялось бы в современном русском языке? Какие грамматические формы этого древнего существительного сохранились до сих пор? В каком значении они употребляются? Подтвердите свое мнение примерами употребления слова. (НЕ ЗНАЮ ОТВЕТА. КОНТЕКСТА НИКАКОГО НЕТ И У ДЕТЕЙ НЕ БУДЕТ. ПОДСКАЖИТЕ)
9. Определите, в роли каких членов предложения выступают выделенные глаголы?
a. Властвовать собой – наивысшая власть.(ЧАСТЬ СКАЗУЕМОГО? НЕ УВЕРЕНА)
b. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху.
c. Нужно привыкнуть сидеть на кошме с поджатыми ногами.
d. Жители вышли из домов посмотреть на пожар.
10. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот: «Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? Отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить».
Ответ императрицы – игра слов, т.е. каламбур. Объясните, в чем его суть.
О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой, идет речь?
Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?
(П - ПОКОЙ? ЧТО ЗА СЛОВАРЬ? ПОЧЕМУ ОСТАНОВИЛИСЬ НА П?)
11. Проведите анализ фонетических, лексических и грамматических средств, создающих светлое, радостное настроение в приведенном четверостишии.
Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…
(А.П. Майков)

И ВТОРОЙ ВАРИАНТ.

1. Какие из данных ниже терминов пришли в русский язык из греческого языка? Из латинского языка?
Грамматика, лингвистика, литература, пунктуация, транскрипция, филология, фонетика,
цитата, этимология.
В какую языковую семью входит греческий язык? Латинский язык? Что вам известно о роли этих языков? (ЧТО ДОЛЖЕН НАПИСАТЬ УЧЕНИК?)

2. В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля использованы древние названия букв славянской азбуки, обозначавших некогда гласные звуки. Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают?

Еръ да еры упали с горы,
Ерь да ять – некому поднять.

3. Расставьте ударение в следующих словах.
Эксперт, торты, ракушка, путепровод, черпать, кухонный, втридорога, красивее.

4. Определите лексическое значение существительных полдень и полночь (полнощь), а также производных от них прилагательных полуденный, полночный (полнощный) в каждом из приведённых отрывков пушкинских произведений.
1. Меж нами есть одно преданье: / Царём когда-то сослан был / Полудня житель к нам в изгнанье. («Цыганы»); На утренней заре пастух /Не гонит уж коров из хлева, / И в час полуденный в кружок / Их не зовёт его рожок. ( «Евгений Онегин»); пора покинуть скучный берег / Мне неприязненной стихии, / И средь полуденных зыбей, / Под небом Африки моей,
/ Вздыхать о сумрачной России. ( «Евгений Онегин»)

2. И, утро в полночь обратя, / Спокойно спит в тени блаженной /Забав и роскоши дитя.
( «Евгений Онегин»); Родился я под небом полунощным, / Но мне знаком латинской музы голос. ( «Борис Годунов»); Теперь полунощной порой /У спящего теснит дыханье / Домашний дух. ( «Цыганы»); Вперёд! Мечом и грудью смелой /Свой путь на полночь пробивай. («Руслан и Людмила»)
(НУ ВОТ НЕ МОГУ СФОРМУЛИРОВАТЬ!)
5. Среди устаревших оборотов, выделяются архаизмы и историзмы. Какие из перечисленных ниже устойчивых сочетаний являются историзмами и почему? Какое значение имеют выделенные сочетания слов?
Кадетский корпус, ямская станция, адский камень, уездный город, титулярный советник, странноприимный дом, антонов огонь, столбовая дворянка, станционный смотритель, потешные огни, купчая крепость, верстовой столб, малороссийское наречие, возмутительные листы, долговая тюрьма.
(ЧТО ТАКОЕ АРХАИЗМЫ И ИСТОРИЗМЫ - ЗНАЮ, НО ВОТ ТУТ НЕ МОГУ БЫТЬ УВЕРЕНА.)

6.Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла ошибка и какие изменения вы внесли.
А. Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б. эти ещё молодые, некрасивые берёзы стоят в снегу, отражая тень в луже.
В. Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
Г. Художник ехал по почтовому тракту на санях по вдосталь наезженной дороге.
Д.Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.


7. Постройте из данных слов несколько словообразовательных цепочек, располагая слова в порядке последовательной производности. Какие слова не войдут ни в одну из возможных
цепочек?
Пустота, пусто,пустырь,пустыня,пустынный,пустошь,пустой,пустоватый,опустошить,опустеть,
опустелый, опустошительный.
(МОЗГ ВЗОРВАЛСЯ! ПОМОГИТЕ!)
8.Какое явление в склонении имён существительных, получившее распространение именно в языке середины 18 века, было замечено М.В. Ломоносовым и охарактеризовано им в стихотворной форме?

Без силы береги, но с силой берега,
И снеги без нея мы говорим снега.
Довольно кажут нам толь ясные доводы,
Что ищет наш язык везде от И свободы..
(ЧТО ЭТО ЗА ЯВЛЕНИЕ?)
9. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1.Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была.( А.С. Пушкин) 2. И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка . (А.П.Чехов) 3. Мы выбирали место поровнее. ( А.И. Куприн) 4. О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.(К.Н.Батюшков) 5.Казалось,стучат двое: один – погромче, другой –потише.
( В.А.Каверин) 6. Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей. (В.П.Астафьев)

10. В отрывке из романа В.Каверина «Два капитана» укажите тип каждого выделенного предложения или части сложного предложения (двусоставное полное, двусоставное неполное, односоставное (полное или неполное) и его вид, эллиптическое). Какой тип предложения здесь преобладает и почему?
Я развернул письмо: «Саня, мне хотелось бы поговорить с тобой. Если свободен, приходи сегодня в половине восьмого в сквер на Триумфальной».<….>
И вот шесть часов. Половина седьмого. Семь. В семь я был уже в сквере. Четверть восьмого. Половина восьмого. Темнеет, но фонари ещё не горят, и разные нелепые мысли приходят мне в голову: « Фонари не зажгутся, и она меня не узнает…»

11. Проведите сравнительный анализ двух вариантов строфы А.С. Пушкина « Памятник». Объясните характер и причины отбора автором лексических средств.
Первоначальный вариант
И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрёл,
Что вслед Радищеву восславил я свободу
И милосердие воспел.

Окончательный вариант
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

(НАВЕРНОЕ, С РАДИЩЕВЫМ ПОССОРИЛСЯ! :)) А КАК ЕЩЕ ВОСЬМИКЛАССНИК ОТВЕТИТ?)


Tags: Школа, абсурд, безумие, олимпиада
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments